Предполетная подготовка "двадцать девятых" 23 июня 1994 года заметно отличалась от предыдущих. В этот раз самолёты впервые в истории Чешской республики готовились к настоящим воздушным боям, с той только разницей, что у бортовых пушек не было боекомплекта и под крылья подвешены учебные варианты ракет.
Через несколько минут начнется второй день совместных полётов с французскими пилотами на базе в Ческе Будейовицах. Предыдущий день для чехов закончился не очень удачно.
"Мираж" 2000C (со специальной доработкой для воздушного боя, оснащённый локатором RDI) выполнял перехваты воздушных целей из передней полусферы на фоне земли на малой высоте. МиГ-29 -цель, пользуясь системами пассивной защиты, записывал расстояния, на которых он был обнаружен и захвачен РЛС атакующего "Миража". После захвата и имитации пуска ракеты с РЛС-наведением, полёт продолжался, и противостоящие самолёты проводили маневренные воздушные бои на средних высотах. Задачей было "отманеврировать" самолёт противника и записать "уничтожение" на фотокинопулемёт. Имитация вооружения: "Мираж" - пушка и ракеты R-550 "Magic II", МиГ-29 - пушка и ракеты Р-73. Бой начинался из позиции 500-1000 м "друг за другом". Обычно кончалось тем, что идущему впереди самолёту никак не удавалось "сбросить" висящего за хвостом соперника. Бои были прекращены из-за выработки топлива у МиГ-29. После его посадки "Мираж" пронёсся над головами, выполняя "бочку победителя". И сразу мысль - "неужели русские моторы так много жрут?!".
При анализе боёв сразу проявилась разница между самолётами-соперниками. На французской машине находится видеокамера, и её записи можно было легко и просто просмотреть сразу после приземления (и даже на цветном телевизоре) и анализировать. У МиГа для анализа применялись только кадры из плёнки фотопулемёта, либо запись на бумаге из регистра учебной ракеты.
По данным всех этих источников можно было судить, что сбить маневрирующий МиГ из пушки "Миражу" вряд ли удалось. Очень правдоподобным было "поражение" УР "Magic" с ИК-головкой наведения. Лётные качества обеих машин были на сравнимом уровне - но! Маневры не проводились вертикально. А ведь на вертикалях МиГ традиционно имеет преимущество.
Чехи - рядовые пилоты истребительного полка с очень небольшим годовым налетом, по учебной программе привыкшие больше сражаться с чрезвычайными ситуациями, чем с воздушным противником. Вчера, в воздухе, было так, что они даже не знали, как правильно реагировать, куда надо точно при маневрировании смотреть и где после своего маневра можно предполагать местонахождение самолёта противника.
Как тут не вспомнить одного чешского пилота, который сразу после посадки, на вопрос поинтересовавшегося техника, как закончился "бой", взволнованно ответил: "Я ничего не понял!".
А французы - из специального подразделения, и в этом году уже имели налёт более 100 часов.
Сегодняшний день, поэтому, ожидается с напряжением. По предложению французов, сегодняшние полёты должны быть максимально приближены к реальному воздушному бою. Дуэль будет начинаться из исходной позиции "пеленг" с расстоянием 3000 м друг от друга с последующим разворотом навстречу, в лоб, и проходом на расстоянии 600 м друг от друга.
Первым взлетает капитан Смекал, но его самолёт на этот раз имеет подвесной бак. И общая картина боя наконец-то меняется. Из-за израсходования топлива первым выходит из боя "Мираж". Все до сих пор проводимые полёты "Мираж" выполнял с подфюзеляжным баком. И вот вам "калькуляция": объём внутренних баков у "Миража" - 3980 л., подвесной - 1300 л. Итого: 5280 л. Являются значительным преимуществом перед 4300 л у МиГа. Но, если дополнительный бак подвесить у МиГа, то сразу запас топлива (4300+ 1500) л - получается больше.
Расходы топлива на максимальных режимах сравнимы у обоих самолётов, это было ясно ещё перед сегодняшним днём, но у МиГа сегодня более объёмные баки и в воздухе он держится дольше.
Шасси "Миража" спроектированы для посадки с ограниченным количеством топлива. Бывает, в некоторых случаях "Мираж" перед посадкой должен "вылетать" (а то и слить) керосин до посадки прямо над аэродромом. Вот пример более экономного МиГа, который может садиться даже с полными баками! И ещё один сюрприз: после анализа записей объективного контроля МиГа - зафиксировано "уничтожение" противника - "Миража"!
Но это ещё не всё, что может показать "двадцать девятый".
Ко второму полёту готовится майор Глава, на самолёте которого заряжены тепловые ловушки для ракет с ИК-головкой, и ещё подвешен регистр ракеты Р-73, который сопряжён с нашлемным прицелом. Эта деталь вызывает у его коллег насмешки: "Эти рога на шлеме вывернут ему голову". Абсолютное большинство присутствующих видит экипированного таким образом пилота впервые. Но это всего лишь из-за того, что обучение применению нашлемного прицела почти не проводилось...
Напряжённость возрастает, но как только лётчик заруливает на стоянку, он становится центром всеобщего поклонения. Глава докладывает о захвате и "уничтожении" своего более опытного противника на встречном курсе, ещё до того, как тот занял позицию для прицельной стрельбы. Вот так, за несколько дней до снятия с вооружения, МиГ-29 оправдали себя! Даже с гораздо хуже подготовленными пилотами они проявили своё тактико-техническое превосходство в бою!
В течении двух дней МиГи выполнили 13 полётов с общим налётом 7,03 часа.
Все полученные во "взаимном сражении" данные французы тщательно анализировали и применяют в дальнейшем совершенствовании боевой подготовки своих пилотов.
Наоборот, у чехословацкого полка "дуэли" проводились практически тайно, на свой страх и риск. О них не знали "функционеры от ВВС" и эти полёты до сих пор остались без оценки...