О том, как мы ездили на авиабазу в Кубинку
|
---|
[Авиабаза->Репортажи]
[Отзывы и предложения]
Итак. Сегодня прошло 10 дней с того момента, как мы побывали на авиабазе в Кубинке. Полторы недели я собирался написать этот отчёт, и наконец, не то, чтобы созрел, но понял, что дальше тянуть нельзя. Ибо уже не смогу вспомнить подробностей.
Предыстории этой поездки я не знаю, т.к. давно нахожусь в полном оффлайне и не знаю, что происходит в большом мире. Но я позвонил КоВаленту, и он объявил о предстоящей поездке. И вот, 4-го августа я со своим другом Саней Гайстером (не ВирП, но человек авиацией интересующийся) прибыл на Белорусский вокзал, где нас ждал жесточайший облом. Был отменен целый “блок” электричек, и к назначеному сроку приезда мы уже никак не успевали. Причём очень долго мы стояли вчетвером (подошли Серёга Михеев и один, мне не известный, ВирП) и уже думали, что лишь мы попали в такую ситуацию, а остальные или выехали заранее, узнав об изменении в расписании, или добирались своим ходом. Но потом понемного народ начал собираться, и, после недолгого совещания, мы таки решили ехать на первой же электричке, несмотря ни на что ! Не буду вдаваться в подробности этой поездки с пересадкой в Голицино, скажу лишь только, что в четвёртом часу мы уже были в Кубинке. Далее следовало проехать одну остановку на автобусе. Я, как бывший деревенский житель, был в курсе, что обычно одна автобусная остановка в сельской местности - это 5-7 км. Но посовещавшись с народом мы всё же решили пройти пешком.
Язык действительно может довести до Киева... Километра через 4, пройдя мимо какой-то автобусной остановки мы вышли к деревне Чапаевка, вместо ожидаемого Нового Городка. Однако вскоре опытные глаза ВирПов заметили первые демаскирующие признаки аэродрома. Но ещё минут через сорок только мы подошли ко входу в военный городок. Было уже почти 5 часов. Пробиваемся через проходную и бегом в штаб. Там дежурный даёт подробную инструкцию как искать нашу группу. Прямо-право-прямо-лево-прямо-до-бензозаправки-потом-ещё-до-“высотки”. И, дескать, поспешите, в 17:00 начинаются полёты. У нас на часах 16:57. Бежать уже нет сил, ноги еле держат. Плетёмся в поисках “высотки”. В нашем представлении это здание хотя бы в 3 этажа (на фоне местных двухэтажек жёлтого цвета). Подходим до последнего, самого длинного, участка нашего маршрута, слышим рёв и видим взлетающий МиГ-29. Часть народа, та, что не видела ещё самолёты в такой близи просто впадает в ступор. Приходится их торопить дальше. Находим пресловутую бензозаправку (к тому времени взлетели 4 МиГ-29 и 2 Су-27). Однако высотки справа от дороги не видим в упор. Проходим километра два. Видим уже заправляющиеся Су-27. Самый конец полосы. Спрашиваем у толпы техников - не видели ли группу аналогичную нашей ? Нет, отвечают, не видели ... Идём назад, заглядывая в каждый дом, уже не глядя, с какой стороны дороги он. Кто-то из наших заглядывает в какую-то трёхэтажку (я уже притомился и ждал их на дороге). Выходят немного удивлённые - вообще-то там КДП (командно-диспетчерский пункт), там люди заняты, полётами управляют. В конце концов в одной длинной двухэтажке нас посылают в дальний конец полосы (ещё около 3 км) в “синее здание” в другом конце полосы. Эта двухэтажка оказывается (как позже выяснилось) и была пресловутой “высоткой”. Но не от того, что оно высокое, а от того, что там хранится высотное снаряжение ;) И в самом начале седьмого часа мы, попадаем на крышу “синего здания” - центра демонстрации, где, наконец, встречаемся с остальной группой Клуба Виртуальных Пилотов и сопровождающих их лиц.
Когда, “дядя Дима” (Дмитрий Михайлович Хачковский - штурман «Русских Витязей») сказал “а сейчас мы пойдём смотреть самолёты в дальний конец полосы” мы нервно начали смеяться, ожидая очередного 3-х километрового перехода в тот конец, из которого мы только что пришли. Но нас, “как белых людей”, повезли не автобусе.
А вот дальше начался праздник. Ради этого стоило пройти те 15 км, что мы протопали под палящим солнцем. Для начала мы собрались плотной толпой возле 14-го борта Су-27 «Русских Витязей» и с восторгом начали наблюдать за проезжающими по рулёжке Су-27 и МиГ-29. Даже я впервые был так близко от “живых” боевых машин. “Живых” не в смысле “способных летать” (тут мне приходилось лазить и под Су-33, на котором через пол-часа летел сам Пугачёв), а в смысле бегущих по полосе с пилотом в кабине. Ведь машина без пилота - мертва. И лишь с пилотом она оживает. Впервые я оценил что такое рёв авиационного двигателя в 20 метрах от тебя. Причём рёв Су-27 тише, чем МиГ-29, но звук у МиГ-29 гораздо приятнее. Это просто чрезвычайно громкий низкочастотный звук. А вот у Су-27 звук тише, но более “звенящий”. Но вот копоть двигателя МиГ-29 - это что-то ! При перегазовке За МиГ-29 образуется целая дымовая завеса, а при его взлёте за ним стоит такой дымовой хвост, что кажется, машина горит !
Затем мы начали под руководством Дмитрия Михайловича изучать этот 14-й борт. Я узнал довольно много нового. К примеру, вы знаете, что в системе антиобледениения фонаря хранится 5.2 литра чистого спирта ? ;) Даже начавшийся дождик нам не помешал. Вся наша группа отлично расположилась под широкими крыльями Су-27. 62 кв. метра площади крыла хватит на многих ! Кстати, у Су-27 крылья дают 60% подъёмной силы и 40% даёт фюзеляж, против 45% и 55%, соответственно у МиГ-29. Поскольку я буду постить это письмо в RU.AVIATION и RU.GAME.FLIGHT, то сразу буду отмечать решения некоторых давних споров в этих эхоконференциях, полученные из первых рук, от пилота настоящего боевого Су-27 (да, у «Русских Витязей» настоящие боевые машины, состоящие на службе !). К примеру давний спор о вооружении. Так вот, ударное вооружение Су-27 всё же способен носить и применять. Бомбы разных типов, НАРы, зонды для забора проб воздуха. Концевые подвески только для Р-73 или «Сорбции». На АПУ под крыльями (по две штуки на каждом) могут вешаться Р-27 или Р-77. А вот на 4 АКУ под фюзеляжем можно вешать до 7 тонн ударной (в перегруз) нагрузки !
Потом, осмотрев машину снаружи пришла пора изучить её изнутри ! Вот оно, долгожданное, нас по очереди стали запускать в кабину ! “Дядя Дима” устроился позади кабины возле фонаря и отвечал на все наши вопросы. КоВалент подарил ему коробку с русской версией Су-27 Фланкер 1.5. “Дядя Дима”, освобождая руки, положил её слева за стеклом кабины. Это был фурор сопоставимый с красивым голом в футболе. Народ бросился фотографировать незабываемое зрелище - коробка нашей любимой игры в кабине настоящего «Фланкера» !
Первым полез, конечно, КоВалент. Патриарх и основатель клуба. Своё законное второе место в клубе я отстоял и полез вторым. И вот я в кабине ! Сразу сравниваю кабину с игровой. Сходство почти идеальное. Хотя и бросается в глаза сразу индикатор выпуска клина воздухозаборника, которого нет в игре. Да и СПО «Берёза» на поверку оказывается более сложным устройством, чем в игре. Наконец я узнаю принцип действия системы «Шлем». Положение головы пилота определяется не по отражающим уголкам или полоскам на шлеме, а благодаря трём ИК-светодиодам на шлеме и двум датчикам в кабине. Прицеливание и получение информации пилотом происходит через специальный монокуляр. Регулировка тяги двигателей раздельная. Рукоятка управления самолётом очень тугая. Пилоты жаловались, что, бывало, после отпуска, после полётов, болит рука. Маршрут, закладываемый в автопилот, может содержать до восьми путевых точек и до трёх аэродромов.
Дальше больше ! Нам было разрешено пересечь рулёжку и разместиться на травке в трёх метрах от рулёжки ! Вот это было по настоящему здорово ! Незабываемые впечатления от проходящего в 5 метрах Су-27 ! Огромный восторг вызывало то, что пилоты (почти что боги ! ;) отвечали на наши приветствия. И как здорово обдувает тёплым воздухом из сопла когда машина отходит от тебя на 30-50 метров и ты попадаешь в конус выхлопа. И нет, в этот момент, ничего слаще запаха недогоревшего авиационного керосина. Хотя в конце рулёжки машины делали перегазовку и МиГ-29 просто скрывались в чёрном дымовом облаке, густом как чернила.
Но сколько восторга было, когда на взлёт пошёл 14-й борт, который ты только что излазил и в кабине которого сидел ! И если другие машины в основном занимались простыми полётами (народ возвращался из отпусков и требовалось восстановление навыков), то этот закрутил настоящий пилотаж ! Хоть и не было “кобр” и “колоколов”, но серия петель и виражей на высоте 0.2 - 2 км над нашими головами смотрелась бесподобно. Хотя у меня и оставалось в душе волнение за машину (“а вдруг мы чего-нибудь в ней испортили ?”). И, как выяснилось, не только у меня одного. Когда «борт 14» коснулся, наконец, полосы, все дружно вздохнули, и кто-то даже в слух с облегчением сказал - “сел”. Пока наблюдали за полётами я наконец разузнал как же забирается топливо из баков при отрицательных перегрузках. Оказывается нет никаких хитрых систем забора, а есть специальный маленький бачёк для забора топлива при отрицательных перегрузках или при перевёрнутом полёте. Его хватает на 5 секунд форсажа или 10 секунд максимала. После чего он заполняется снова за 30 секунд положительных перегрузок.
Потом мы провожали четвёрку «Стрижей» на МиГ-29. Они должны были крутить групповой пилотаж в 50 км от аэродрома. Потом, когда мы лазили по Су-30, нам сообщили, что «Стрижи» что-то покажут специально для нас. Поэтому не смотря на то, что подлетающую машину не слышно, пока она не окажется над тобой, мы всё время поглядывали на небо и увидели четвёрку ещё на подходе. Сперва они прошли низко над рулёжкой, прямо над нашими головами, метрах в трёхстах. Смотрится четвёрка с такого расстояния бесподобно. Машины идут почти вплотную друг к другу. Сказывается тут большее лобовое сопротивление МиГ-29 и отсутствие ЭДСУ. Первое способствует более интенсивному торможению и более безопасному маневрированию, а второе делает реакцию самолёта мгновенной, в отличие от Су-27, где реакция машины может запаздывать до полу-секунды. Хотя для маневренного боя пилоты предпочитают Су-27 как более маневренный из-за статической неустойчивости и ЭДСУ. Да, отвлекусь по поводу ЭДСУ (опять-таки про старый спор). Су-27 при неустойчивой центровке вполне управляем и без ЭДСУ. Но пилот находится в таком напряжении, что это для него жуткое испытание ! Но я увлёкся. «Стрижи» так же в строю развернулись поперёк полосы, вышли прямо на нас и выполнили “роспуск” ! Специально для нас ! Как здорово смотрелось всё на таком малом расстоянии. Такого не увидишь ни на каком авиашоу !
И вот МиГи сели. Мы рванули к первому попавшемуся. Как выяснилось, это был правый ведомый Дятел (увы, не знаю, как его по имени-отчеству). КоВалент с места в карьер ему, показывая на меня - вот этот человек всю жизнь мечтал посидеть в кабине МиГ-29. Тот технику - пусть посидят - и пошёл дальше по своим делам. И вот, я в кабине МиГ-29 ! Что сказать. На Су-27 похожа очень сильно. Приборы все на тех же местах. Но всё как-то проще и меньше. Да и сама кабина находится на меньшей высоте.
Времени уже было - поздний вечер. Что-то около 10 часов. Надо было ещё выбираться до станции, ехать на электричке и до часу ночи успеть в общежитие, где я живу. Да и не мне одному. Так что вся группа двинулась на выход. По дороге мы с КоВалентом нападали на Дмитрия Михайловича с вопросами о реалистичности симулятора. Рисунок кабины очень похож. Но про это уже отмечалось не раз. Динамика машины ОЧЕНЬ похожа. Вся инерционность угловые скорости разворотов как у настоящей. Различия не чувствуется. А вот тяга двигателей передана очень нелинейно. На настоящем Су-27 к полосе подходят без выпущенного тормозного щитка на 80% оборотов двигателя. А в симуляторе на 80% машина прёт на бешеной скорости ! При выполнении “колокола” реальный Су-27 уводит вправо из-за кориолисовых сил, возникающих в турбинах и крен надо компенсировать. Если выполнять “колокол” на углах тангажа более 75 град, то вместо “колокола” обычно получается “маятник”. Машина резко падает носом и опрокидывается назад, выходя в плоский перевёрнутый штопор. Самое забавное, что в симуляторе хоть в нормальной ситуации такого нет, но постоянно сталкиваешься с “маятником” при полётах на большую высоту на рекорд. При выполнении “колокола” на высоте порядка 30 км машина ведёт себя совершенно так же !
Затемно мы, наконец, выбрались к станции. А в ночном небе время от времени раздавался гул железных птиц.
=KRoN= 14.08.98
[Авиабаза->Репортажи]
[Отзывы и предложения]
Web design =KRoN= 15.08.98