| ||||||
|
Программа EELV | |||||
ПРОГРАММА EELVДля того чтобы обеспечить эффективное выведение на орбиты космических аппаратов (КА), ВВС США начиная с 1995 г. ведут работы по программе Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), предусматривающей создание двух семейств ракет-носителей (РН). Непосредственным заказчиком проекта, стоимость реализации которого оценивается в 2 млрд. долл., является Центр космических и ракетных систем SMSC.
ЗАДАЧИОсновной задачей программы EELV является разработка путем последовательной модернизации существующего парка одноразовых РН двух семейств новых ракет, которые при существенно меньших (примерно на 25 - 50%) затратах на запуски обеспечивали бы выведение на низкую околоземную орбиту грузов массой 1,1- 20,4 т. Надо сказать, что первоначально ВВС планировали создание одного семейства РН, однако, чтобы не допустить монополизации рынка запусков по правительственным программам, от этого отказались.
Каждое из разрабатываемых семейств включает в себя по две модификации: ракету среднего класса, обеспечивающую доставку на переходную орбиту спутников массой 4,5 т, и РН тяжелого класса грузоподъемностью 1 5 т. (Компании также подготовили проекты носителей грузоподъемностью до 2,2 т, однако в 1998 г. в целях экономии средств работы по этим ракетам приостановлены). Среди основных технико-эксплуатационных требований, предъявляемых к новым РН, называются низкая стоимость выведения грузов, техническое совершенство и незначительный период предполетной подготовки (до 30 сут.).
В настоящее время стоимость выведения КА среднего класса ракетами "Дельта" и "Атлас" составляет 50 - 125 млн. долл., а тяжелых спутников ракетой "Титан-4" - до 250 - 350 млн. долл. В соответствии с техническим заданием на программу EELV стоимость запуска РН среднего класса должна находиться в пределах 40 - 75 млн. долл., а тяжелого (при 1 5%-ном увеличении грузоподъемности по сравнению с РН "Титан-4") - 80 -140 млн. долл.
ВВС предоставили подрядчикам по программе EELV достаточную свободу в разработке новых транспортных систем и надеются, что промышленные компании смогут обеспечить не только требуемую надежность, но и высокую конкурентоспособность своих ракет на международном рынке средств выведения КА.
Утрата американскими фирмами лидирующих позиций в этой области бизнеса очевидна. Если в 1980 г. США обеспечивали выведение в космос всех коммерческих аппаратов, то к середине 1990-х годов их доля в проведении подобных запусков снизилась до 30%. Надо учесть и то обстоятельство, что к 1994 г. впервые количество коммерческих запусков сровнялось с числом стартов РН по правительственным заказам. Сделанные в то время прогнозы об увеличении количества коммерческих полетов полностью подтвердились - к концу 1990-х гг. запусков по федеральным программам стало 30%, по коммерческим - 70%.
Представители законодательной власти, озабоченные сложившейся ситуацией, обязали военное ведомство оказывать всемерное содействие частным компаниям, эксплуатирующим транспортные космические системы. Программа EELV должна стать типичным проектом двойного назначения. Отличительной ее особенностью также является и то, что впервые в создаваемых по заказам Министерства обороны средствах выведения разрешено использовать отдельные блоки и узлы иностранного производства. При этом были поставлены следующие условия. Фирмы, планирующие комплектовать свои ракеты зарубежными компонентами, должны предусмотреть возможность организации их производства на собственных предприятиях к 2000 гг. В основном это условие относится к оборудованию, импортируемому из России. Во-вторых, доля комплектующих узлов иностранного производства не должна превышать 50%.
ЭТАПЫРаботы по программе разбиты на три этапа. В ходе первого из них, длившегося с сентября 1995 г. по ноябрь 1996 г., определялся проектный облик будущих средств выведения и составлялся перечень уже созданных на базе современных технологий систем и блоков, с помощью которых предлагается проводить модернизацию существующего парка РН.
Кроме того, выполнялись исследования для определения мероприятий, направленных на максимальное снижение технического риска при реализации проекта. В этот период на конкурсной основе работали четыре промышленных компании. С каждой из них ВВС заключили контракты стоимостью по 30 млн. долл.
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИИсходя из технического задания на программу промышленные компании вели разработку РН трех классов - легкого (обозначение S), среднего (М) и тяжелого (Н). Ракеты легкого и среднего классов отличались между собой верхними ступенями, а тяжелая РН оснащалась еще двумя стартовыми ускорителями, также созданными на базе типового блока. По требованию ВВС для обеспечения гибкости в выборе средств выведения обе компании разрабатывают к своим ракетам типовые переходники полезного груза.
Однако непосредственно перед заключением основных контрактов для сокращения затрат на разработку обе фирмы с согласия ВВС решили отказаться от модификаций легкого класса. Выведение космических аппаратов массой 4 - 4,5 т на полярную орбиту или массой около 2 т на переходную должно обеспечиваться ракетами среднего класса или уже существующими транспортными системами. Но поскольку к подготовленным в рамках программы EELV проектам РН легкого класса могут со временем вернуться, их краткие характеристики приведены.
РАКЕТЫ КОМПАНИИ "БОИНГ"Основным элементом семейства "Дельта-4" является первая криогенная ступень высотой 38 м и диаметром 5 м. Аля этого ракетного блока, получившего название Common Booster Core (CBC), фирмой "Рокетдайн" (Rocketdyne) разработан новый кислородно-водородный двигатель RS-68 тягой 294 т, отличающийся простотой конструкции и, как следствие, низкой стоимостью изготовления. Он - самый мощный ЖРА в своем классе. Приближающийся к нему по характеристикам SSME, применяемый в составе МТКС "Спейс Шаттл", способен развивать тягу 190 т. При этом следует отметить, что по сравнению с последним изделием число сборочных элементов конструкции в двигателе RS-68 сокращено на 90%. Основные характеристики (в скобках указаны соответствующие параметры двигателя SSME) таковы: давление в камере сгорания 99,3 (211,8) кг/см1, удельный импульс в вакууме 410 (452) с, степень расширения сопла 21,5 (69).
РН "ЛОКХИД МАРТИН"Ракету "Атлас-5" легкого класса предполагалось оснащать кислородно-керосиновым блоком Common Core Booster (ССВ) с изготавливаемым по лицензии российским двигателем РД-180 тягой 390 т и ступенью "Аджена-2000", работающей на четырехокиси азота и монометилгидразине. Такая РН выводила бы на низкую полярную орбиту грузы массой 3,9 т, а на переходную - 1,84 т.
Ступень "Аджена-2000" проектировалась фирмой "Атлантик Рисеч" (Atlantic Research) на базе разгонного блока, созданного в конце 1950-х годов. Удачную конструкцию намечалось улучшить за счет использования новейших технологий, а также отдельных отработанных узлов с других ЖРД. Однако стоимость такой доработки оказалось чрезвычайно высокой, что не позволяло обеспечить требуемое снижение затрат на выведение КА. Поэтому компания "Локхид Мартин" приняла решение отказаться от создания этой РН.
"Атлас-5" среднего класса представляет собой сборку первой ступени - ССВ и модернизированного криогенного разгонного блока "Уентавр" с одним кислородно-водородным двигателем RL-10.
По конфигурации она повторяет "Атлас-3". Грузоподъемность новой РН составит 7,3 т при выведении на низкую полярную орбиту и 3,8 т - при выведении на переходную. Также, как и "Боинг", компания "Локхид Мартин" изучает возможности комплектации модели среднего класса несколькими твердотопливными ускорителями (ТТУ) фирмы "Аэроджет" (Aerojet). Согласно предварительным оценкам, использование пяти ТТУ (максимально допустимое количество) позволит доставлять на переходную орбиту спутники массой до 9 т.
РН "Атлас-5" тяжелого класса, обеспечивающая прямое выведение на геостационарную орбиту КА массой 6,5 т, а на переходную - 13 т, отличается от предыдущей модели двумя стартовыми ускорителями, созданными на базе блока ССВ (см. рис.2).
Сборка блоков ССВ будет происходить на предприятии в Литлтоне (шт. Колорадо), где в настоящее время изготавливаются ступени ракет "Титан". Производственные возможности этого завода рассчитаны на ежегодный выпуск до 20 "Атлас-5". Аля изготовления верхних ступеней "1Лентавр" проводится расширение технологической базы действующего предприятия в Денвере (шт. Колорадо).
Доставку собранных ступеней ССВ к месту запуска намечено осуществлять транспортной авиацией. Эти работы, в соответствии с подписанным соглашением, будет выполнять российская авиакомпания "Волга-Днепр".
Для размещения полезного груза на РН "Атлас-5" предполагается использовать головные обтекатели диаметром 4 м и 5 м. Обтекатель первого типа создается на базе тех, что применяются в составе ракет "Атлас-2" и "Атлас-3". Заказ на разработку трех вариантов крупногабаритного обтекателя (длиной 20,7 м, 23,4 м и 26,4 м) "Локхид Мартин" передала швейцарской фирме "Контравез" (Contraves), также изготавливающей обтекатели для ракет "Ариан".
Запуски "Атлас-5", сборка которых должна выполняться в вертикальном положении, будут производиться со стартовых комплексов LC-41 на мысе Канаверал и SLC-3W базы ВВС "Ванденберг".
ПЛАНЫ ЗАПУСКОВАнализ потребностей в запусках военных аппаратов показывает, что доля тяжелых многоцелевых спутников в космической инфраструктуре Министерства обороны США постепенно будет сокращаться. К 201 0 г. предполагается вывести лишь 10-12 таких КА, тогда как общее число запусков военных объектов достигнет 200. В этот период помимо стартов ракет EELV должны состояться запуски 1 5 ракет "Дельта-2", 5 "Титан-2", 16 "Титан-4", 2 "Атлас-2А", 7 "Атлас-2А5" и одной "Атлас-3".
Первоначально проведение испытательных полетов для создаваемых по программе EELV ракет не предусматривалось, поскольку ВВС предполагали оценить надежность новых РН по их коммерческим стартам, которые должны предшествовать военным запускам.
Однако после двух аварий "Дельты-3", в составе которой используются отдельные элементы ракеты "Дельта-4", компании "Боинг" рекомендовали изучить возможности проведения демонстрационного полета этой РН с имитатором полезного груза.
Модификации РН, которые должны применяться при выведении конкретных объектов, еще не определены. Планы по закупкам ракет EELV ВВС предполагают опубликовать в 2000 г. По предварительным оценкам, за счет применения таких РН затраты на выведение КА военного назначения до 2020 г. сократятся на 6 млрд. долл.
Александр ШУМИЛИН
Комментарии
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 26.11.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|