<
Serge77 - Моя ракетная мастерская >Карамельные модельные ракетные двигатели - часть 2
Новые тесты и первые лётные испытания.
Топливные шашки и трассеры-замедлители:
Готовые двигатели. Использованы новые гильзы без пропитки.
ТД-18, ТД-19 - одинаковые, один испытан на весах, второй в ракете (см. ниже). Шашка с бронировкой, трассер, сопло 4 мм.
ТД-20 - аналог ТД-18, но со встроенным воспламенителем. Сразу после заливки трассера сверху на поверхность топлива насыпан слой состава KNO3-C 80-20 в гранулах размером 1-2 мм. После затвердевания топлива на поверхность гранул установлен нихром 0.1 мм, его концы проходят между трассером и гильзой, снаружи двигателя к нихрому подсоединялись медные проводники. Дополнительных воспламенительных элементов не использовалось. Двигатель отработал хорошо.
Параметры двигателя:
время тяги 1,1 с
скорость горения 5,5 мм/с
тяга на режиме 1,2 кг
крит. сечение сопла 4 мм
давление на режиме 9,3 атм
суммарный импульс 11,2 Н*с
масса шашки 11 г
масса торцевой шашки* 2,5 г
полная масса** 13,5 г
удельный импульс 85 с
ТД-21 - аналог ТД-18, но с уменьшенным критическим сечением. Подходящую вставку с внутренним диаметром 3.5 мм удалось сделать из крабовой гайки, такие используются для крепления дерева и фанеры. Скорость горения и тяга заметно возросли, однако из-за повышенного давления двигатель прогорел в самом конце активного участка. Возможно из-за этого суммарный и удельный импульс не изменились по сравнению с ТД-18, однако эти данные нуждаются в уточнении на хорошем стенде.
Параметры двигателя:
время тяги 1 с
скорость горения 6 мм/с
тяга на режиме 1,4 кг
крит. сечение сопла 3,5 мм
давление на режиме 14,1 атм
суммарный импульс 11,2 Н*с
масса шашки 11 г
масса торцевой шашки* 2,5 г
полная масса** 13,5 г
удельный импульс 85 с
ТД-22, ТД-23 - одинаковые, один испытан на весах, второй в ракете (см. ниже). Шашка без бронировки, трассер, сопло 5.6 мм.
Для быстрого воспламенения всей поверхности шашки использовались полоски бинта, пропитанного воспламенительным составом KNO3-C-Fe2O3-сахар 75-15-5-5. В двигателях с бронированными шашками такие же полоски устанавливались в канал шашки.
ТД-24 - аналог ТД-22, но со встроенным воспламенителем, таким же, как в ТД-20.
ТД-25 - две шашки длиной 23 мм с бронировкой, трассер, сопло 5.6 мм. Это попытка поместить побольше топлива в двигатель.
После установки шашек осталось мало свободного места, чтобы полностью поместить трассер. Поэтому после вклеивания трассера на него был наклеен отрезок гильзы, стык гильз тщательно промазан эпоксидкой. Двигатель отработал хорошо.
Параметры двигателя:
время тяги 1,1 с
скорость горения 5,5 мм/с
тяга на режиме 1,7 кг
крит. сечение сопла 5,6 мм
давление на режиме 6,7 атм
суммарный импульс 15,4 Н*с
масса шашек 16,8 г
масса торцевой шашки* 2,5 г
полная масса** 19,3 г
удельный импульс 82 с
ТД-26 - одна шашка длиной 50 мм с бронировкой и плоским каналом, сопло 5.6 мм. Изготовление: в гильзу вставлялся один оборот офисной бумаги, заливалось топливо, вставлялась стальная пластинка шириной 18 мм (на всю ширину гильзы) до самого дна. После затвердевания топлива пластинка удалялась, поверх топлива устанавливался пыж, сверху заливалась эпоксидка. Такая конфигурация даёт максимальную тягу в момент старта, затем тяга постепенно уменьшается.
Параметры двигателя:
время тяги 1,1 с
тяга на режиме 1,5 кг
крит. сечение сопла 5,6 мм
давление на режиме 5,9 атм
суммарный импульс 13,2 Н*с
масса шашки 19 г
удельный импульс 71 с
Вид отработанных двигателей.
Первые лётные испытания.
Ракету изготовил Валентин, опытный спортсмен-ракетомоделист. Калибр 40 мм, корпус и обтекатель из тонкой стеклоткани на эпоксидке, стабилизаторы из бальзы, лавсановый стример. Ракета только что сделанная, ещё даже непокрашенная и неназванная. Серьёзная пусковая установка ;^))
В полётах использовались двигатели ТД-18 и ТД-22, в них был добавлен вышибной заряд. Для этого в эпоксидной пробке было просверлено отверстие диаметром 2 мм до топлива замедлителя и засыпано 0.3 г заводского дымного пороха. В ТД-18 порох был прикрыт скотчем, а в ТД-22 - двумя пыжами на небольшом количестве клея. В обеих случаях вышибной заряд сработал, но в ТД-22 пыжи ослабили его действие, из-за чего стример не вышел, но головная часть ракеты отделилась, ракета спустилась без повреждений. След от трассера очень хорошо заметен, но время работы нужно будет уменьшить с 5 до 4 секунд. Видео: полёт ТД-18, WMV9, 596 КВ., полёт ТД-22, WMV9, 319 КВ..
* часть массы торцевой шашки, сгоревшей одновременно с основной шашкой и участвовавшей в создании тяги.
** полная масса топлива, участвовавшего в создании тяги.
03.04.2005 Serge77