13Y:
История создания МиГ-23Б, а в последующем МиГ-27, началась с предложения,
недавно назначенного министром обороны СССР А.А. Гречко о развитии ударной
составляющей ВВС, включая самолеты поля боя. Вскоре МАП объявило конкурс на
'самолет-штурмовик' с участием ОКБ А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, А.И.
Микояна и П.О. Сухого. Задание предполагало более широкое понимание понятия
'самолет-штурмовик' и не останавливалось на возможностях только самолета
поля боя. В соответствии с этим были предложены достаточно отличающиеся
проекты ударных машин, как их видели разработчики. От фронтового
бомбардировщика-ракетоносца, служившего противовесом F-111 (им стал
'тяжелый штурмовик' Су-24), и скоростного всепогодного
истребителя-бомбардировщика с перспективным оборудованием и вооружением (по
типу западных тактических истребителей), до собственно самолета поля боя
'войскового штурмовика' - дозвукового, маневренного, хорошо защищенного и
действующего преимущественно в армейских интересах (будущий Су-25).
Проекты были представлены на НТС МАП, где перспективными были признаны
разработки ОКБ А.И. Микояна и П.О. Сухого. Яковлевцы, представившие вариант
Як-28 с бронированием, и вновь предложенный Ил-40 были отвергнуты как
недостаточно проработанные по специализированному оборудованию и
вооружению.
Вышедшие в 'финал' представили проекты ЛВСШ (будущий Су-25), который
понравился Главкому СВ И.Г. Павловскому и МиГ-21Ш, более соответствующему
ТТТ ВВС (по скорости).
Представленные микояновцами проекты являлись вариантами МиГ-21, что сулило
экономию времени и удешевление самолета, и отвечали требованию заказчика,
настаивавшего на сверхзвуковой скорости у земли не менее1200км/ч (для
обеспечения выживаемости при прорыве ПВО, основываясь на ТТХ ЗРК 'Хок').
Рассмотрение вариантов компоновок выходит за рамки истории создания
МиГ-23Б, поэтому их можно пропустить. В итоге вырисовывалось фактически
создание нового самолета, на что заказчик высказал свое недовольство в
связи с отвлечением сил и средств от приоритетной тематике - МиГ-23. Однако
ВВС не было удовлетворено состоянием парка ударной авиации: принятие на
вооружение Су-17 решило лишь часть проблем, фактически подняв дальность
полета и улучшив ВПХ относительно самолета Су-7Б. Боевая же эффективность
осталась фактически без изменений. ОКБ П.О. Сухого избрало путь постепенных
модификаций, с целью качественного роста боевых возможностей, по принципу
'лучшее - враг хорошего'. В то время как работы по ЛВСШ несколько
приостановились, в какой то мере из-за появления Ми-24 (некоторое время
считалось, что его возможностей будет достаточно при совместном
использовании с перспективными самолетами ИБА). Конструкторы ОКБ А.И.
Микояна предприняли иной ход, заложив в новую машину множество радикальных
новшеств. МиГ-23 обещал стать не только многорежимным, но и многоцелевым.
По мнению назначенного в 1969г Главкома ВВС П.С. Кутахова, выходца из
истребителей (не скрывавшего, что из новых самолетов он признает только
МиГ-23), самолет должен был стать основной боевой машиной военной авиации и
его модификациями следовало вооружить как истребительную авиацию и авиацию
ПВО, так и ИБА и разведывательные части.
Позиция руководства основывалась не только на личной приязни, но и на
считавшейся перспективной (на то время) схеме и весьма современному
оборудованию самолета.
Однако уже на этапе создания МиГ-23 стало ясно, что полноценным
'бомбардировщиком' он стать не может, необходима помощь автоматики в
ударных операциях, для повышения эффективности (задержка со сбросом бомбы
при скорости 900км/ч на малой высоте всего на полсекунды приводила к
перелету на 125м; а ошибка с определением высоты на 50м относительно
расчетной оборачивалась недолетом или перелетом в 160м).
Уже 4-й опытный МиГ-23 '23-11/1' был собран в варианте
истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б (первый с таким названием). Вместо
'Сапфир-23' носовая часть была занята блоками прицельной системы
'Сокол-23'. Было обеспечена подвеска 3000т бомбовой нагрузки, однако для
этого пришлось позаимствовать многозамковые держатели от МиГ-25РБ.
Самолет получил невысокую оценку испытателей и военных: значительная часть
прицельной системы еще не была готова, а обзор из кабины и условия работы
прицельного оборудования были неудовлетворительны (угол обзора вниз-вперёд
составлял всего 8,5? - меньше чем у МиГ-21). Была недостаточна тяга
двигателя Р27Ф-300. Назрела необходимость пересмотра ряда узлов конструкции
с учётом возросших нагрузок - в первую очередь шасси, особенно с учетом
базирования на полевых самолетов.
Соответствующие изменения были заложены при разработке модификации МиГ-23Ш
(Ш - штурмовик). Самолет отличался измененной носовой частью для улучшения
обзора вперед и вниз, введением бронезащиты и улучшенной прицельной
системой 'Сокол-23С'.
Ознакомившись с макетом самолета, военные оценили обзор(18 ?) из кабины как
наилучший только изо всех имеющихся, но и новейших самолетов (прозвучал
упрек в отношении только что принятого Су-17).
Создание самолета получило официальное подтверждение Постановлением ЦК КПСС
и Совмина СССР №116 от 4 февраля 1970 года.
Проект МиГ-23Ш был принят за основу при разработке МиГ-23Б (второго). Во
многих документах машина именовалась 'ударным бомбардировщиком'.
|