Польский
гость:
Переучивание Су17 на Су24 (аэродром Сиверская 1989 год)
Перегнали наши первые 10-ть двадцатьчетверок в Сиверскую в начале августа
89-го из Кшивы. Техника досталась не самая новая (не эмки конечно), но и не
древняя (по моему с квадратными задами самолетов не было). Полк в Сиверской
ещё в августе отлетал несколько смен на 17-ых. Нам, штурманам, посмотреть
на работу ИБАшников вблизи было конечно интересно. Су17 красивая машина, а
как известно красивый самолёт красив и в работе. Чего стоит вид например
перелета 17-х из братского мончегорского полка на Лунинец, когда ребята
после дозаправки и взлёта спокойно набирали 11 тысяч при визуальной их
видимости с аэродрома и топали на Лунинец.
Бегло ознакомившись с управляемым вооружением самолёта на пункте подготовки
ракет (ППР), куда пришлось сгрузить всю свою домашнюю мебель, за неимением
жилья и куда её поставить в гарнизоне, мы с мужиками пришли к выводу, что
применять 17-й может управляемое вооружение на уровне Су24М, не менее.
Пригнали же мы далеко не 'эмки', так что для ребят летчиков это шаг назад
(или в сторону, как посмотреть), часть из них кстати с 17-х не захотела
переходить в ФБА и переучиваться на двухместный тип и ушли, кто в ША, ИБА,
авиацию флота и т.д.
При подготовке к полётам на 24-ках ребята летчики беззлобно подкалывали нас
штурманов о необходимости вообще нахождения штурмана на своём рабочем
месте. Зачем? Мы и так видим, бомбим, стреляем, в том числе лазерными, теле
и т.д. и т.п. и при минимуме на посадку заходим сами (звиняйте хлопцы уж
так привыкли). Не зная первоначально что ответить, раньше то никто нам
штурманишкам подобных вопросов не задавал (не могу себе представить
выражение лица ВТАшника, который такое говорит своему штурману перед полётом
на десантирование), мы быстро нашли ответ: 'Для нажатия кнопки РСБН
горизонт', кнопка эта находится на правой приборной панели штурмана и
дотянуться до неё в полете лётчику проблематично. На том и порешили.
При первых применениях на полигоне ребята после сброса спокойно
переворачивали машину чтобы посмотреть куда попала бомба, что у меня
например вызывало сразу два вопроса:
'А что-ж так плохо у нас кабина пропылесосена ?'
и
'А чего это мы раньше такого не делали, ведь без проблем?'
_
Правда после нескольких случаев споров с полигонной командой о точности
засечек разрывов и отсутствия нашего подтверждения снимками АФА, который
при таких маневрах снимал красивое небо, от практики перевернутого полета
после сброса пришлось отказаться. Да и бюрократия наша ФБАшная начала
потихоньку свирепствовать, вычисляя 'нарушителей' по объективному контролю
и раздавая, как водится, пряники за это.
К наступлению настоящей питерской осени с её туманами и УМП, конечно
летчики с Су17 не успели подойти на боевое применение в СМУ. Поэтому на
первой лётной смене при УМП (установленном минимуме погоды), на боевое
применение был запланирован только один вылет, летел п/п-к Долгов со мной
на бомбу на полигон.
Надо сказать что сначало планировалось нормальное СМУ, но погода резко
пошла на ухушение и определили УМП. Подошли мы к самолёту, я с большим
карандашом начал искать подвешенную бомбу, чтобы гордо написать на её
стабилизаторе наш позывной. Гляжу бомбы нет, а техник самолёта странно так
наблюдает за моими метаниями по фюзеляжем. Состоялся у нас примерно такой
лаконичный разговор:
-Где бомба-то?
-Какая бомбы? Мы ж на минимум перешли.
-Ты чё, плановую не смотрел? там при минимуму как раз бомба. Где
вооруженники?
-Вооруженники:в гарнизон пошли,: домой.
-?
Тут конечно я не сразу понял - помогли и объяснили, что при полетах при
минимуме погоды, группа инженеров по вооружению с радостными шутками
(рабочий день закончился,Ура!!!), загрузилась в Урал и по привычке укатила
в гарнизон. До этого у них ВСЕ полёты при минимуме погоды были БЕЗ боевого
применения.
Конечно слетали мы на полигон и сработали тактически, скандал особо не
раздували, но после этой лётной смены как-то сразу снизился накал шуток
летчиков в сторону штурманов.
А дальше больше. После выполнения первого бомбометания из облаков по РПО на
полигоне (сработали кстати на четверку), командир звена на вопросы 'Ну что
там? Ну как там?', летчиков которые ещё не бомбились в таких условиях,
хмуро кивнул в мою сторону и сказал 'Вон у него спрашивайте Что и Как, я
марки совмещал'.
Так что говоря о родном 'чемодане' Су-24, стоит заметить, что как любая
другая машина, создавался он для выполнения конкретных целей и задач:
'Нанесения ударов по наземным целям в простых и сложных метеоусловиях дня и
ночи' и отвечает этим требованиям. А наблюдение за тремя проведенными в
последнее время Воздушно-наземными (или уже Воздушно-космическими)
операциями говорит о том, что начинаются они ночью, обычно в безлунную
ночь. В таких условиях старый добрый чемодан показывает себя только с
положительной стороны. А технике, которая не может работать в таких
условиях, трудно идти ответно-встречной волной, а если дожидаться утра, то
будет поздно.
С уважением к сообществу.
|