IP club free services
посещений с 08.09.981000 Stars

Зарубежные аналоги.

[Авиабаза->Ангар->Самолеты->Су-34]
[Предложения]


      В настоящее время в военно-воздушных силах зарубежных государств имеется немного самолетов, которые могут сравниться по боевым возможностям с новым отечественным фронтовым бомбардировщиком Су-34. Последний, вопреки принятой сейчас классификации, нельзя считать узкоспециализированным боевым авиационным комплексом. Конечно, основное назначение Су-34 - мощные и точные ракетно-бомбовые удары по наземным целям противника в оперативно-тактической глубине. В то же время совершенное радиоэлектронное оборудование и управляемое ракетное оружие класса “воздух-воздух” в сочетании с унаследованными от предшественника - истребителя-перехватчика Су-27 - высокими летными и маневренными характеристиками позволяют весьма эффективно использовать Су-34 и в воздушном бою. Поэтому его можно по праву относить к самолетам многоцелевого (или, как принято говорить на западе, “двухцелевого”) назначения. С этой точки зрения, пожалуй, единственным зарубежным аналогом Су-34 является американский тактический истребитель F-15E, поступивший в 1988 году на вооружение ВВС США. К “одноклассниками” Су-34, правда, с некоторыми оговорками, можно причислить также самолеты F-111, находящиеся на вооружении ВВС США и Австралии, и «Торнадо» - основной тактический ударный самолет ВВС Германии, Италии и Великобритании. В вооруженных силах других государств задачи поражения наземных целей в тактической и оперативно-тактической глубине возлагаются на многоцелевые (тактические) истребители (например, в ВВС Франции для этого привлекаются самолеты «Мираж» F.I, «Мираж» 111Е, «Мираж» VF, «Мираж» 2000D, истребители-штурмовики «Ягуар»). Отечественными аналогами таких машин являются истребители четвертого поколения Су-27М (Су-35), Су-30, МиГ-29М, поэтому сравнивать первые с Су-34 не совсем корректно.
      Двухместный сверхзвуковой истребитель “двухцелевого назначения” F-15E разработан американской фирмой Мак-доннелл-Дуглас на базе истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15C. Работы по модификации, способной выполнять ударные операции по изоляции поля боя в любое время суток и в сложных метеоусловиях, были начаты в 1982 году. Первый прототип самолета, получивший название «Страйк Игл» и созданный на базе двухместного учебно-боевого истребителя F-15B, был продемонстрирован в 1982 году, а в апреле 1983 года были завершены сравнительные испытания доработанных соответствующим образом самолетов F-15C и F-15D с двумя опытными истребителями-бомбардировщиками F-16XL фирмы Дженерал Дайнемикс, по результатам которых фирме Мак-доннелл-Дуглас был выдан заказ на разработку и производство самолета F-15Е. В феврале 1984 года было начато рабочее проектирование, а 11 декабря 1986 года головной серийный самолет F-15E совершил первый полет. Вскоре начались поставки этих машин в ВВС США, завершившиеся в 1991 году после выпуска 200 самолетов.
      При большом внешнем сходстве с самолетами F-15C и F-15D, истребитель-бомбардировщик F-15E значительно отличается от них по составу бортового оборудования и номенклатуре подвешиваемого вооружения. Максимальная взлетная масса самолета возросла на 20%, что потребовало усиления и доработки конструкции планера. Экипаж F-15E состоит из летчика и штурмана-оператора системы вооружения, размещаемых в двухместной кабине по схеме “тандем”. В состав оборудования самолета входит бортовая радиолокационная станция с синтезированной апертурой и режимами работы “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” AN/APG-70, контейнерная прицельно-навигационная система «Лантирн», включающая навигационный контейнер с радиолокатором следования рельефу местности и тепловизионной системой переднего обзора с широким полем зрения и прицельный контейнер с тепловизионной системой с узким полем зрения и высокой разрешающей способностью и лазерным целеуказателем. Имеется современное радионавигационное и радиосвязное оборудование, система радиоэлектронного противодействия. Вывод всей необходимой для пилотирования самолета, прицеливания и применения оружия информации осуществляется на многофункциональные индикаторы на электронно-лучевых трубках, установленные в обеих кабинах. Вооружение самолета, помимо встроенной шестиствольной пушки М-61А1 «Вулкан» калибра 20 мм, включает ракеты класса “воздух-воздух” AIM-9 «Сайдвиндер», AIM-7 «Спэрроу» и AIM-120 AMRAAM, управляемые ракеты класса “воздух-поверхность” AGM-65 «Мэйверик» с различными системами наведения и широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых авиабомб.
      Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик F-111 с крылом изменяемой геометрии и размещением двух членов экипажа рядом разработан американской фирмой Дженерал Дайнемикс. Проектирование машины было начато в 1962 году, первый опытный самолет был облетан 21 декабря 1964 года. В 1967 году начался серийный выпуск первого варианта истребителя-бомбардировщика F-111A, с октября 1967 года поступившего на вооружение ВВС США. В 1969 году его сменили в производстве две модификации того же назначения - F-111D и F-111E с доработанной конструкцией воздухозаборников и модернизированным оборудованием; на F-111 D, кроме того, была установлена встроенная пушечная установка М-61 А1,а на F-111E - эффективная система радиоэлектронного противодействия. В 1971-1976 годах выпускался последний вариант истребителя-бомбардировщика F-111F с более мощной силовой установкой и новым радиоэлектронным оборудованием. По состоянию на конец 1993 года в ВВС США оставалось 192 из 562 выпущенных самолетов F-111 (кроме перечисленных выше истребителей-бомбардировщиков, строились также стратегические бомбардировщики FB-111A, позднее переоборудованные в тактические бомбардировщики F-111G, и самолеты радиоэлектронного противодействия EF-111A «Равен»), однако к 1996 году планируется закончить списание всех машин этого типа. На вооружение ВВС Австралии остается 23 самолета F-111С, RF-111C и F-111G, причем рассматриваются планы их возможной модернизации с целью продления ресурса еще на 10-15 лет.
      Истребитель-бомбардировщик F-111F оснащен прицельно-навигационной системой, включающей радиолокационную станцию AN/APQ-144, радиолокатор следования рельефу местности AN/APQ-171 и другую аппаратуру. С 1978 года самолеты F-111 F оборудовались обзорно-прицельной системой AN/AVQ-26 «Пейв Тэк» в выдвижном контейнере, включавшей тепловизионную систему переднего обзора и лазерный дальномер-целеуказатель. Вооружение самолета размещается в 5-метровом внутрифюзеляжном отсеке и на 6 подкрыльевых узлах подвески и включает обычные и ядерные авиабомбы, управляемые бомбы с лазерным, телевизионным и тепловизионным наведением, управляемые ракеты класса “воздух-поверхность” и “воздух-РЛС” типа «Булпап» и «Шрайк», ракеты класса “воздух-воздух” AIM-9 «Сайдуиндер».
      Двухместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS с крылом изменяемой геометрии разработан европейским консорциумом ПАНАВИА, объединившим авиастроительные фирмы Великобритании, Германии и Италии. Проектирование самолета было начато в 1969 году, первый полет опытного самолета состоялся 14 августа 1974 года. Серийное производство началось в 1976 году, программа выпуска предусматривала постройку 809 самолетов «Торнадо», в том числе 640 - в варианте истребителя-бомбардировщика «Торнадо» IDS. Поставки самолетов в ВВС и ВМС трех европейских государств начались в 1980-1982 годах. К концу 1993 года самолеты этого типа находились на вооружении ВВС и ВМС Германии (соответственно 202 и 104 машины), ВВС Великобритании (229 самолетов «Торнадо» GR.1) и Италии (93 самолета «Торнадо» IDS), а также Саудовской Аравии (48 самолетов). Самолет выпускался также в вариантах истребителя-перехватчика «Торнадо» ADV, разведчика-бомбардировщика и постановщика помех «Торнадо» ECR.
      Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» оснащен многорежимной радиолокационной станцией фирмы Тексас Инструментc, лазерным дальномером-целеуказателем и другим прицельно-навигационным оборудованием. Имеется система радиоэлектронного противодействия и устройства выброса пассивных помех. Вооружение самолета включает две пушки Маузер калибра 27 мм и различную ракетно-бомбовую нагрузку на семи узлах внешней подвески, в том числе управляемые ракеты класса “воздух-поверхность” AS-30 и AGM-65 «Мэйверик», противорадиолокационные ракеты ALARM и AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты «Корморан» или «Си Игл», корректируемые и свободнопадающие бомбы, бомбовые кассеты, ядерные боеприпасы, а также ракеты класса “воздух-воздух” AIM-9L «Сайдуиндер».
      Основные характеристики рассмотренных “одноклассников” Су-34, а также данные его предшественника - фронтового бомбардировщика Су-24М приведены в таблице.

Сравнительная таблица основных характеристик


[Авиабаза->Ангар->Самолеты->Су-34]
[Предложения]

Web design =KRoN= 13.03.98 ... 08.09.98