| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | X | Y | Z | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | | | | |
| |
Водород , H2 , (LH2 -- американское обозначение)
|
|
Молекулярный вес -- 2,016
Плотность -- 71 кг/м^3
Температура кипения -- 20,46 К
Использование пары O2-H2 предложено еще Циолковским.
С точки зрения термодинамики идеальное рабочее тело как для самого ЖРД, так и для турбины ТНА, при чем в последнем случае даже не обязательно высокой
температуры :). Отличный охладитель, при чем как в жидком, так и в газообразном состоянии. Последний факт позволяет не особо бояться кипения
водорода в тракте охлаждения и использовать газифицированный таким образом водород для привода турбины.
Высокий удельный импульс -- в паре с кислородом 3840 м/с. (Из реально используемых это самый высокий показатель). Эти факторы обуславливают пристальный интерес к этому горючему. Экологически чист в паре с экологически чистыми окислителями :). Распространен, практически неограниченные запасы. Освоен в производстве. Нетоксичен.
Однако есть очень много ложек дегтя.
1. Чрезвычайно низкая плотность. Все видели огромные водородные баки Энергии и Шаттла. Из-за низкой плотности применим на верхних ступенях РН. Кроме того низкая плотность ставит непростую задачу для насосов -- как правило насосы водорода многоступенчатые для того что бы обеспечить нужный массовый расход и при этом не кавитировать. По этой же причине приходится ставить т.н. бустерные насосы сразу за заборным устройством в баках дабы облегчить жизнь
основному ТНА. Насосы водорода для оптимальных режимов требуют также очень высокой частоты вращения.
2. Низкая температура. Перед заправкой необходимо проводить многочасовое захолаживание баков и всего тракта. Я, кстати, видел результаты цифрового
моделирования подачи водорода в "теплый" бак. Весьма мучительное занятие -- он то начинает заполнять, то испаряется и выталкивает все обратно. Также
низкая температура кипения затрудняет хранение.
3. Жидкий водород обладает нек-ми свойствами газа -- жидкость сжимаема. Это накладывает дополнительные трудности в проектировании магистралей,
циклограммы работы, и особенно насосов.
4. Из-за своего малого молекулярного веса очень проницаем. Это означает, что герметизировать полости с водородом довольно трудно. Ну что, скажете вы,
неразъемные соединения можно загерметизировать. Но дело даже не в соединениях трубопроводов. Проблема в том, что на ТНА все щели не замажешь
герметиком -- там применяются неконтактные уплотнения, особенно на высокооборотных ТНА. И тут эта проблема в купе с огнеопасностью смеси с
кислородом встает довольно остро.
5. Большинство металлов имеют свойство поглощать водород -- т.н. процесс наводораживания. При этом металл охрупчается, т.е. его св-ва как КМ
ухудшаются (а тут еще и низкая температура). Поэтому зачастую поверхности, контактирующие с водородом защищают покрытием, как правило серебром. Это
естественно не лучшим образом сказывается на технологичности и стоимости двигателя.
6. Пожароопастность и взрывоопасность.
Водород и привлекателен, и неприятен :). Конструкторам хочется выжать из него все -- использовать и как рабочее тело турбины, и как охладитель,
поэтому как правило конструкции водородников получаются довольно монстроидальными.
|
|
|
|